Календарь
Снеговик

/>
Лунный календарь
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1

Нет

Больше всего посетителей (48) здесь было 07.06.17 18:44
Мечи
Апрель 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Календарь Календарь


Фокусы мозга или эффекты восприятия. Ситуация и люди, как они есть, и какими мы их видим.

Перейти вниз

Фокусы мозга или эффекты восприятия. Ситуация и люди, как они есть, и какими мы их видим.

Сообщение автор Психения в 21.08.16 5:05

Фокусы мозга или эффекты восприятия. Ситуация и люди, как они есть, и какими мы их видим.
Если ты способен видеть прекрасное,  то только потому,  что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу,  в котором каждый видит собственное отражение. Пауло Коэльо.
Все что мы знаем, знали и когда либо будем знать дает нам наше восприятие. От лат. рerceptio – перцепция или восприятие, которое за счет осмысления поступающей к нам сенсорной информации  формирует субъективную картину мира. Почему субъективную? Потому что при восприятии, присутствуют следующие факторы. Это: - Опыт — человек усваивает ту информацию, о которой уже так или иначе, хотя бы частично знает из прошлого опыта.
- Установка восприятия — человек ожидает увидеть то, что должно быть увидено исходя по прошлому, уже имеющемуся опыту.
- Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.
- Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Существует три механизма избирательности восприятия:
Принцип резонанса — отвечающее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее.
Принцип защиты — противоречащее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — пугающее, вызывающее опасение замечается быстрее прочего.
Также лучше воспринимается то, что чем-то выделяется в общей массе себе подобных. Лучше воспринимается то, что движется, чем то, что статично. Большую роль в создаваемой картине мира играет Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя самого, т.е. так или иначе имеет отношение к самому воспринимающему человеку.

Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Полученные образы складываются в определенные ситуации, которые человек оценивает, после чего принимает решение о своём поведении. Социальному восприятию, которое имеет место при межличностном и групповом общении, присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, именуемые эффектами или ошибками восприятия, иначе фокусы нашего мозга: Галоэффект (эффект ореола) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные, но додумываемые черты характера, свойства личности, особенности.
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая полученная информация кажется важнее последующей. На этом эффекте базируется любовь с первого взгляда – достаточно произвести первое сильное хорошее впечатление, как мы можем стать слепы к последующим ошибкам, недостаткам привлекшего внимание человека.
Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. Т.е. эта информация “перечеркивает” всю предыдущую. Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. Например, актерам приписывают качества, присущие личностям, в которых они воплощаются на экране, сцене в силу своей профессии.
Эффект присутствия — чем больше человек профессионал в какой-то области, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве. Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее, но несуществующих достоинств.
Эффект снисходительности — например, руководитель преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные.
Эффект гипервзыскательности — например, учитель преувеличивает негативные черты неуспевающих учеников и недооценивает позитивные. Эффект физиогномической редукции — вывод о каких-то чертах характера делается на основе черт внешности. Всем известны анекдоты про блондинок, как пример.
Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, поведения, отношения, мы провоцируем его на них, и в итоге с большой вероятностью их получим.
Внутригрупповой фаворитизм — “свои” кажутся лучше, чем “чужие”. Презумпция взаимности — человек считает, что “другой” относится к нему так, как он сам относится к “другому”. Феномен предположения о сходстве — человек считает, что “свои” относятся к остальным людям так же, как он сам.
Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, чертами характера, особенностями, как он сам. Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется, забывается как не стоящая внимания.
Для объяснения себе чьего-то поведения люди часто прибегают к атрибуции. Чем больше дефицит достоверной информации о партнере по общению, тем чаще имеет место этот феномен. Каузальная атрибуция это интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Хотя на самом деле все может быть совсем не так. Как говорится, каждый судит по себе, и по своему опыту и ценностям.
Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям.
К упрощению познания другого человека (людей).
К формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.) Существует три типа атрибуции: личностная атрибуция (причина того или иного поведения приписывается человеку, совершающему действие – причина в самом человеке); объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок – причина в ком-то или чем-то); обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам – причина в обстоятельствах).
В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель - личностную. Резюмируя: как вся эта информация может помочь стать счастливее, лучше понимать других, строить более гармоничные отношения?
Напрашиваются два вывода исходя из вышеизложенного:
- Не делать поспешных выводов, посмотреть на ситуацию с разных сторон, собирать информацию об интересующих вас объектах из различных источников. Поменьше доверять чьему-то мнению и побольше своему. Но принять к сведению все точки зрения!
- Учитывать, что люди, с которыми мы общаемся, также склонны к этим эффектам восприятия или фокусам мозга. Поэтому нельзя ожидать от них всегда полную беспристрастность, объективность, точность восприятия и логичность суждений.
avatar
Психения
психолог

Сообщения : 212
Дата регистрации : 2015-12-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения